На практике пожилые люди крайне редко обращаются в правоохранительные органы, боясь усугублять отношения с совместно проживающими детьми.
На практике пожилые люди, страдающие от насилия в семье, крайне редко обращаются в правоохранительные органы для защиты своих прав, мотивируя это тем, что не хотят усугублять отношения с детьми, с которыми они совместно проживают. Об этом в ходе соцсовета при фракции партии «Нұр Отан» и профильном комитете палаты по вопросам социальных услуг населению и статусе соцработников сообщила депутат мажилиса Жанат Омарбекова, передает Today.kz.
«Сегодня спецсоцуслуги получают порядка 15 процентов населения. По данным МЗСР РК, в 2015 году на финансирование данного направления из госбюджета было выделено порядка 32 миллиардов тенге. Но тем не менее жалобы на качество и объемы оказания спецсоцуслуг продолжают поступать со стороны целевых групп. Среди них можно выделить ряд актуальных проблем. Это отсутствие полного доступа к самообслуживанию особо нуждающихся лиц в силу законодательных и бюрократических барьеров, низкое качество, а также формальное социальное обслуживание лиц с инвалидностью и пожилых людей. Отсутствие эффективных механизмов и преемственности при межведомственном взаимодействии, отсутствие механизмов эффективной защиты лиц и инвалидов пожилого возраста от бытового насилия и других противоправных деяний. Низкий уровень подготовленности и знаний соцработников, низкая зарплата», — сказала Жанат Омарбекова.
Она подчеркнула, что до настоящего момента в Казахстане не сформированы четкие целевые подходы по модернизации и оптимизации сложившейся системы соцзащиты, где основными субъектами выступали бы профессиональные соцработники.
«Анализ и правоприменительная практика стандартов показывают, что вопросы слабого развития соцобслуживания на дому все еще существуют. (…) В стандарте также описываются требования к качеству предоставления услуг. Если, к примеру, взять блок социально-правовых услуг, то в нем перечисляются услуги и требования к качеству, такие, как консультации получателя услуг по социально-правовым вопросам — это гражданские, жилищные, семейные, трудовые, пенсионные, уголовное законодательство и другие вопросы, им дается полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах», — сообщила Омарбекова.
Кроме того, она отметила, что в перечень услуг входит оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие должностных лиц, госорганов и организаций.
«Всего в стандарте перечислены 45 видов услуг, оказываемых лицам преклонного возраста. Только в блоке «социально-правовые услуги» содержатся 11 видов услуг. Даже по двум приведенным примерам видно, что правовую помощь по ряду отраслей права может качественно оказать только квалифицированный юрист, а не соцработник, который ко всему прочему еще должен быть квалифицированным врачом, психологом и экономистом. Это не представляется возможным ввиду того, что у нас ни один вуз не готовит подобных универсальных специалистов, которые могут оказать весь спектр услуг согласно стандарту», — добавила депутат.
По ее словам, также в рамках действующих стандартов на одного соцработника, обслуживающего получателя услуг на дому, приходится от пяти до восьми клиентов. Нагрузка зависит от того, насколько благоустроено жилище клиента.
«С учетом приведенной статистики, соцработник может тратить максимум 2,5 часа на визит к одному получателю услуг в рамках 40-часовой рабочей недели. Напрашивается логичный вопрос, какие именно услуги может оказать соцработник за эти 2,5 часа? На практике было выявлено, что из перечисленных в стандарте видов услуг соцработники оказывают лишь мизерную часть — это уборка квартир, покупка продуктов и медикаментов за счет пенсионеров. Речь не идет даже о выполнении всего перечня услуг социально-бытового характера, куда также входят услуги помощь в приготовлении пищи, содействие в топке печей, доставке дров, угля и воды, сдаче вещей в стирку, ремонт и так далее», — подчеркнула парламентарий.
Тем самым, по ее словам, для качественного оказания спецсоцуслуг необходимо рассмотреть вопросы снижения нагрузки на соцработников и охвата всех нуждающихся.
«Действующий стандарт не охватывает всех реально нуждающихся в соцпомощи пожилых людей, так как он ограничивает категорию лиц преклонного возраста, которым могут быть оказаны спецсоцуслуги. В него не включены пожилые люди, вынужденно проживающие со своими совершеннолетними детьми, но страдающие от жестокого обращения с их стороны, включая физические, психологическое и экономическое насилие», — сказала Омарбекова.
Кроме того, она заявила, что на практике пожилые люди крайне редко обращаются в правоохранительные органы для защиты своих прав, мотивируя это тем, что не хотят усугублять отношения с совместно проживаемыми детьми. Таким пожилым людям стандартом отказано в предоставлении услуг на дому ввиду наличия трудоспособных детей.
«Однако стандартом не учитывается психологический и эмоциональный климат в семье. Даже если пожилые люди будут проживать отдельно от своих детей по причине конфликта, им все равно не будут полагаться услуги соцобслуживания на дому. Таким образом, положения стандарта не могут быть реализованы в полном объеме по объективным причинам. (…) Для оценки проблемы у нас отсутствует система оценки качества предоставления соцуслуг. В то же время зарубежные общественные организации постоянно занимаются изучением общественного мнения и ожиданий граждан, среди которых превалируют претензии и жалобы. Они проводят четкий мониторинг, замеряя уровень недовольства населения по тонким вопросам в социальной сфере, а также степень несоответствия уровня ожидания населения к объемам и качеству соцпомощи. Хотелось бы отметить, что назначение спецсоцпроцедур необходимо упростить, а также сократить количество шагов, предпринимаемых потенциальными получателями услуг», — сказала депутат.
Помимо этого, Жанат Омарбекова указала на необходимость внедрения единой методологической оценки качества обслуживания, которая включала бы в себя все аспекты, начиная с оценки реакции потребителя с помощью анкетирования и заканчивая налаживанием системы статистического учета и анализа параметров оценки.
Всего на сайте опубликовано 66076 материалов.
Посетители оставили 247256 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.