«Просто закопали государственные деньги!»
Немытыми, страдающими от жажды африканцами ощущают себя жители поселка Цемзавод, что у Сортировки. Словно аборигены черного континента, карагандинцы вынуждены тазиками и канистрами собирать дождевую воду, трястись за каждую каплю живительной влаги. И это при том, что сельчане живут вовсе не в пустыне и своими ногами ходят прямо по современному водопроводу! В прошлом году городской бюджет потратил более 127 миллионов тенге на то, чтобы подключить все дома поселка к центральному водоснабжению. Но воду тогда дали лишь на три дня — продемонстировали благо цивилизации журналистам. После чего главный вентиль перекрыли — и просто забыли о проблеме Цемзавода.
Закопанные деньги
— Это бесхозяйственность, — плачет сегодня, спустя год после строительства водопровода, пенсионерка Карлыгаш Жантасова. — Народ бедствует. Акимат не обращает на нас внимания. Почему они не проверят, как народ живет, подключили нас на самом деле или нет? Миллионы в карман кто-то положил – и все, до свидания, Аллах акбар? Вы посмотрите: мы все женщины, пенсионеры, и должны воду покупать. Наши дети болеют. Кто за это все ответит? Где государство? Где акимат? Ну надо же прийти к народу, спросить, в чем дело!
— Чуть не с лужи пьем! – возмущается бабушка Евдокия Петракова.- У нас есть колодец, а толку-то? Вода в нем грязная. Для питья не пригодная. Так нам сказали в СЭС, когда брали нашу воду на анализ. А у меня девять человек семья. И на всех я покупаю воду. Сколько можно ее покупать? Что это такое? Почему так наплевательски относятся к людям? Зарыли в землю государственные деньги, закопали – и все!
…На кухне в доме поселковых активистов Дегеновых стоит новый рукомойник: чистенькая раковина, блестящий смеситель, к сантехническому устройству ведут белоснежные пластиковые трубы. Но вода из крана не бежит. Уже год рукомойник служит подставкой для горшков с комнатными цветами. Дегеновы его приобрели и установили в прошлом году. Тогда сантехнику покупал весь Цемзавод. Жители ликовали: наконец-то к ним пришла чистая вода! Восторгам не было границ. Еще бы! Люди ждали воду 20 лет!
Давно, когда времена еще были добрыми советскими, жил Цемзавод в достатке и бед не знал. Хотя поселок и был построен там, где люди никогда не селились. Нехорошее то место, болотистое. Под землей можно найти только затхлую, желтую воду с тяжелым соленым вкусом. Но из колодцев никто никогда не пил. Потому что работал центральный водовод, построенный для нужд цементного завода. Благодаря заводу поселок процветал и всегда пил вдоволь. А когда страна развалилась, цементный завод закрыли, а водопровод разобрали и сдали на металлолом. Так началась для поселка черная полоса. Из года в год люди обивали пороги чиновничьих кабинетов – их усилия не давали результатов. Так продолжалось вплоть до 2017 года, когда власти наконец вспомнили о Цемзаводе, нашли финансирование, людей обнадежили. Они поверили обещанием акимата. Воду ждали еще прошлой осенью, край – к Новому году.
Обратная сторона благодарности
И вот в ноябре подрядчики даже устроили пробную подачу воды, на радостях пригласили в поселок прессу, показали благодарственные письма от жителей. Журналисты опубликовали проникнутые оптимизмом материалы. О засухе в Цемзаводе однозначно писали в прошедшем времени. Старики в интервью расхваливали строителей на все лады, мечтали, как будут брать кредиты на покупку водонагревателей и стиральных машинок. Домохозяйки раздумывали о том, что лучше – ванная или душевая. Но рано радовались. Чуда с водой так и не случилось.
И сегодня женщины, которые писали благодарственные письма, жалеют о том, что сделали. А соседки их еще и упрекают.
— Вот из-за этих ваших писем теперь нам и говорят в ЖКХ: «Что вы ходите, жалуетесь? По отчетам у вас есть вода, вы же за нее даже спасибо сказали!» — негодует Галина Куницына.
— Да я по доброте душевной! — растерянно оправдывается Назгуль Жолдаспекова. — Их рабочие жили у моего дома, ведь мой дом крайний. Потому меня и просили написать благодарственное письмо. Я думала, что вода будет, вот и поблагодарила.
Фонтан в мороз
Семья Назгуль Жолдасбековой больше всего пострадала от недоделанного водовода.
— Этот кошмар был в марте. В восемь утра у меня прорвало воду, — рассказывает женщина.
— Дети спали, я была на работе. Мне дочка звонит: «Мама, дома потоп, фонтан!» Эта вода, которая должна быть у нас в кранах. Кто-то открыл главный кран, пломбу сорвал. А виновных нет. Потому что все бесхозное. И у меня в доме клапаны не выдержали, прорвало. Я три дня боролась с водой! Три дня звонила во все инстанции, никто не приезжал. Мы не знали, что делать. Пытались своими силами у себя закрыть. Но был такой напор бешеный, что мы не смогли, хотя к нам на подмогу примчались братья мужа. Все было напрасно. Только на четвертый день приехал водовоз. И с таким прямо пренебрежением откачал мне эту воду. Водитель говорил: «У меня солярки нет, масла нет». А я что могу сделать? У меня вся мебель, ковры, постель – все было в воде. На улицу шла вода. Во дворе был каток, дети падали, лбы разбивали. Дошло дело до того, что я вызвала милицию, чтобы они зафиксировали факт, что до нас никому нет никакого дела. После того потопа трое детей заболели, у мужа была ангина, в доме была сырость, половину вещей пришлось выбросить, ремонт не закончили до сих пор.
Активисты поселка продолжают атаковать чиновников, собирают подписи, отправляют просьбы о помощи в Астану. Доказывают, что вода – источник жизни и для их поселка тоже, что Цемзавод находится в черте города и его жители имеют право пить чистую воду. Однако никто ничего конкретного им не отвечает. Люди в растерянности.
Не наша ответственность
В растерянности и руководство ТОО «Окжетпес Т». Изначально предполагалось, что именно это предприятие будет подавать воду в поселок. Вообще-то «Окжетпес Т» обслуживает жителей Темиртау. И по логике вещей не должно было бы заниматься проблемами населенного пункта, относящегося к областному центру – и административно, и территориально. Однако легче было подключить Цемзавод к темиртауской ветке. Потому что от карагандинских сетей поселок отделяет железнодорожное полотно – и нет никакой возможности перекинуть трубу в обход коммуникаций «КТЖ». Поэтому разорившийся поселок карагандинские власти пытаются спихнуть на Темиртау – и, как выяснилось, уже не первый раз.
— В начале 2000х годов, были выборы, какой-то депутат баллотировался от Цемзавода. Тогда он пробил деньги, сделали врезку с нашего водовода «Иртыш-Темиртау», воду на поселок подали, — вспоминает директор ТОО «Окжетпес Т» Сергей Пугачев. – Водовод поработал зиму, ни копейки за это мы не получили. Договоров никто не заключал, вот никто и не оплачивал. Потом просто напросто врезка была разморожена. И руководство дало команду отключить. А что же мы видим теперь? В том году ситуация повторилась. Выделили деньги, наняли подрядчика. Сделали полностью водовод. Но мы сразу предупреждали, писали письма: «Господа, мы воду подавать не будем!»
— Почему? Строители некачественно сработали?
— Нет. Нормально все. Мы выдали технические условия, камеру они построили такую, как мы просили. Как дальше шла развертка по поселку, меня не интересовало. Потому что по всем правилам мы обслуживали бы до задвижек. А что дальше – это не наши сети, не наш район, не наша ответственность. Вот и все. Мы даже пошли на то, что глушки поставили, апломбировали приборы учета, закрыли задвижки. Сделали все нормально. Но вопрос так и остался нерешенным. Потому что, во-первых, никто опять-таки не заключил с нами договор на поставку воды! Во-вторых, не известно, кто бы нам оплачивал эту воду. И, в-третьих, не понятно, какая фирма будет обслуживать этот водовод. Говорили, что вроде передадут на баланс «Караганды-Су». Но воз и ныне там. Зимой на этом водоводе в камере кто-то открыл задвижки. Мне пришлось останавливать водовод на Темиртау и глушить эти задвижки! Теперь они стоят просто заглушенные.
— Что же делать жителям Цемзавода?
— Чтобы запустить поселок, мне нужен сперва договор с фирмой, которая будет обслуживать водовод и оплачивать воду. Мы делаем с ними акт раздела границ. И потом они восстанавливают врезку в камере, где все за зиму разморозилось. И снова просят врезку на подключение к нашему водоводу. А мы там уже будем смотреть. Когда у нас будет плановая остановка водовода, тогда мы их и будем подключать. Я не скажу, когда это произойдет. Там сейчас перенос наших водоводов делает «Казавтодор». Плюс у меня подрядчик работает, плюс мои работы еще накопились. Может, недели через три будет плановая остановка. Если не успеют к этому сроку, то потом я ради того, чтобы подключить поселок, просто так город Темиртау отключать не буду!
NV.kz следит за ситуацией. Ждем комментариев от чиновников.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66332 материалов.
Посетители оставили 247284 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
ну как всегда,1000 и 1 отмазка!ничего не знаю,моя хата с краю.
всё это из за отсутствия контроля.спросить с них по взрослому некому!этот бардак неизлечим…
GRAD
02 августа, 2018 в 17:08
Как же так!!? Как же тридцатка лидеров!? Как же мировое господство!?
Пойду Хабар посмотрю, немного успокоюсь.
Да уш!!!
02 августа, 2018 в 17:53
Смотрите КТК. Уже третий год как Хабар на его фоне — как «Эхо Москвы…»
КО
02 августа, 2018 в 19:11
Как всегда! Чинуши годами между собой срутся, ответственность на себя брать не хотят, а простые люди должны страдать. Причем в областном центре «одной из самых развитых стран». А что тогда в отдаленных поселках творится?
Сосед
02 августа, 2018 в 19:46