Автор: Анастасия Машнина
Интернет-мошенничества хуже пандемии! Волна подозрительных звонков захлестнула Караганду. Злоумышленники поставили свой бизнес на поток. Действуют профессионально, методично обзванивая абонентов. Несмотря на то, что и банки, и полиция уже неоднократно раскрывали перед публикой телефонные схемы незаконного отъема денег, преступники никак не уймутся.
Пенсионерке Вере Шумкиной позвонили в самый неожиданный момент — когда она смотрела любимый детективный сериал. На экране мобильника высветились цифры: +7 775 868 84 24. Увидев незнакомый номер, бабушка на автомате стала переживать за внука, несмотря на то, что в тот момент мальчик сидел за уроками в соседней комнате.
— Меня назвали по имени, — рассказывает карагандинка. — У звонившей был необычный акцент, но не казахский. Голос молодой. Я думала, звонят со школы, испугалась, что хотят пожаловаться. Эта мысль сразу закрутилась в голове. А девушка мне говорит: «Это из отдела финансирования Каспи банка. Система зафиксировала посторонний вход». Слышно было плохо. Я ее несколько раз переспрашивала. Потом она интересуется: «Вы совершали сегодня какие-нибудь действия по карте?» Я ответила, что нет. Она что-то про миллион тенге начала говорить. Я сказала, что перезвоню, и положила трубку. А сама сразу залезла в банковское приложение. Посмотрела: вроде все нормально. Оделась и пошла в банк. Там мне с ходу сказали, что это были мошенники: им нельзя сообщать персональные данные. Вот и весь разговор! Никакого расследования проводить не стали, даже телефонный номер мошенников не записали. Тогда я сама стала размышлять и поняла, откуда они узнали мое имя: в любом WhatsApp отображается номер моего телефона. Вводишь цифры в систему перевода Каспи банка — появляется имя и первая буква фамилии! Так просто!
Поставьте галочку!
История Веры Шумкиной банальна. Большинство граждан, кому довелось побеседовать с мошенниками, отмечают либо их акцент, либо неверное произношение слов, обозначающих казахстанские реалии. Один из аферистов прокололся на том, что сообщил, будто звонит из алматинского филиала, исковеркав название южной столицы неправильным ударением. Большую популярность в Сети приобрел ролик, на котором звонящий «банковский сотрудник» срезается на элементарном. «Только что система нашего банка зафиксировала вход вашего мобильного приложения из города Нур-Султана. Вы данный вход совершаете самостоятельно?» — деловым голосом спрашивает молодой человек. «Ну да», — отвечает клиентка. «Из Нур-Султана? Все верно?» — «Угу». — «Так вы же в городе Астана находитесь по месту регистрации». — «Астана и Нур-Султан — один и тот же город. Вы не знали?» — «Не знал».
Растерявшийся мошенник-иностранец, не потрудившийся перед обзвоном изучить историю страны, жителей которой собрался обобрать дистанционно, позабавил инстаграмеров. Люди узнали голос лжесотрудника. Видно, парень методично работает. Но в то же время стало понятно, что не он один старается выловить наивного простачка-самородка, который отдаст незнакомцам ключи от счета, где деньги лежат. Многие карагандинцы рассказывают, что общались с преступниками неоднократно и голоса у них были разные. Карагандинцы даже при случае советуют мошенникам ставить галочки напротив тех номеров, которые они уже отработали, чтобы и самим не путаться, и людям не надоедать лишний раз. Однако советы не помогают. Напрашивается вывод, что орудуют одновременно несколько конкурирующих групп.
Радует, что большинство не поддались на их уловки. Люди творческие даже восприняли происходящее как игру. К примеру, на предупреждение о том, что неизвестные «пытаются снять у вас 50 000 тенге», один из шутникков отвечал: «Если получится, пусть и мне расскажут, как смогли! Я пытался — не получилось. Потому что у меня на карте нет таких денег!!!»
Миллион для Серика
Однако не стоит расслабляться и терять бдительность. Не зря народная мудрость гласит, что и на старуху бывает проруха. Так, один из комментаторов под роликом о злоумышленнике, не посвященном в историю переименований казахстанской столицы, сообщил, что его родственник перевел-таки мошенникам полтора миллиона тенге! А женщина, представившаяся Анной, записала видео, где сквозь слезы рассказала, как негодяи затащили ее в кредитную кабалу:
«На мой телефон позвонили из Каспи банка. Сказали, что на мой номер телефона оформили кредит на один миллион тенге. Я, естественно, испугалась, запаниковала. Они мне сказали удалить старое приложение и создать новое. Я так и сделала. Зашла туда. Они мне сказали, что нужно создать зеркальный пин-код. Для этого я должна найти близлежащий банкомат. Сходить туда, снять миллион и положить его обратно. Таким образом мой кредит аннулируется. Я, естественно, все бросила, оделась. Звонивший постоянно оставался со мной на связи. Я подошла к банкомату. Сняла этот миллион тенге. «Сотрудник» все это время разговаривал со мной, был приветливым. Я хотела положить миллион на «Каспи голд» и таким образом погасить кредит. На что он мне ответил, что тогда у меня будет пеня 180 тысяч тенге. Но он готов мне помочь — и диктует свой ИИН. В это время появились подозрения. Я сфотографировала ИИН и его имя — Серик Амантайулы. Положила ему миллион. Когда пришла домой, позвонила на всякий случай в банк. Мне девушка сказала, что меня просто развели. Через телефон я зашла в свой личный кабинет и увидела, что на меня оформлен кредит: каждый месяц я должна платить 45 тысяч тенге в течение четырех лет. На следующее утро на моем профиле вместо фотографии они поставили изображение какашки. Потом я отправилась в отделение банка. Пока писала заявление, пришла другая женщина и рассказала, что у нее со счета сняли 86 тысяч тенге. Я никогда не думала, что стану жертвой мошенников».
Пока Анна отходила от шока, к ней позвонила еще одна «банковская сотрудница». Но бросила трубку, когда женщина сказала, что ее уже один раз обманули.
Банкиры предупреждают
Очевидно, что в последнее время мошенники берут не качеством проработки отдельно взятой жертвы, а количеством охваченных абонентов. Скорее всего, рано или поздно они дозвонятся до каждого. Полиция тут бессильна. Печально, что телефонные хищения раскрываются очень редко, если вообще раскрываются. По крайней мере, стражи порядка ни разу не отчитывались о том, что повязали банду работающих на дистанте злоумышленников. Или о том, что украденные деньги были возвращены на счет. Максимум, что делает полиция, — публикует номера, с которых могут звонить аферисты.
Службам безопасности банков мошенники тоже не по зубам. Единственное, что могут предпринять денежно-кредитные организации — это предупредить. На минувшей неделе сразу 11 банков подписались под единым обращением к клиентам.
Они еще раз объяснили несколько самых распространенных схем. Чтобы выведать пароли и коды, преступники сообщают о подозрительной операции на счету клиента. Они также могут рассказать о возможной краже денег со счетов, предложив срочно перевести накопления на «зеркальный счет», «страховому агенту», на «страховую ячейку» и так далее. В некоторых случаях с помощью специальных компьютерных программ мошенники могут звонить якобы с номера банка или с номера, очень похожего на номер банка. Рассылают сообщения по почте или в мессенджерах с информацией о благотворительных акциях, уникальных финансовых услугах, розыгрышах призов. В них есть ссылки, по которым нужно ввести персональные данные. Ввел — попрощался с деньгами. Также по ссылке может быть вирус, который предоставит мошенникам доступ к вашему приложению. А бывает, что клиенту предлагают скачать приложение для обеспечения дополнительной безопасности. На самом деле это приложение дает мошенникам доступ к вашему телефону. После этого они могут совершать звонки и осуществлять финансовые операции от имени клиента.
«Помните, что мошенники стараются испугать человека, заставить его отдать деньги быстро, не дают возможности подумать, сориентироваться в ситуации. Не дайте себя запугать! Только вместе мы можем противостоять действиям злоумышленников», — говорится в обращении от имени одиннадцати банков.
Далее приводим конкретные инструкции по безопасности, содержащиеся в обращении банкиров:
«Не разговаривайте с мошенником. Положите трубку. Проверьте сохранность денег на счете. Если есть вопросы, звоните в кол-центр банка.
Никому не говорите:
Пароль от своего личного кабинета в мобильном приложении или интернет-банкинге. Реквизиты карты: номер, срок действия, CVV/CVC-код (трехзначный код на обратной стороне карты). SMS-код для подтверждения совершаемой операции: платежа, перевода и т. д.
Эту информацию нельзя говорить, даже если человек представляется сотрудником банка и звонит с номера, похожего на номер банка. Настоящие сотрудники никогда об этом не спрашивают. Так делают только мошенники.
Не устанавливайте:
Любые мобильные приложения, если об этом вас просят незнакомые люди. Не переходите по ссылке, даже если сообщение пришло от имени известного банка или компании. Не заполняйте анкеты с личными данными, не участвуйте в опросах, не оставляйте информацию о себе. Чтобы узнать о настоящих акциях и розыгрышах, читайте информацию на официальных сайтах банков или страницах в соцсетях».
Совместное обращение подписали Kaspi.kz, ДБ АО «Сбербанк», HalykBank, Нурбанк, Банк ВТБ (Казахстан), ForteBank, JysanBank, AltynBank, Банк Хоум Кредит, Евразийский банк, АО ДБ «Альфа-Банк Казахстан».
Всего на сайте опубликовано 64082 материалов.
Посетители оставили 247099 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.