Автор: Анастасия Машнина
Памятник Герою Советского Союза, летчику Нуркену Абдирову оказался в центре скандала. Карагандинцы вдруг разглядели, что монумент пришел в негодность и не сегодня-завтра может рассыпаться. Полуфигура штурмовика вознесена на шесть метров над площадью на высоком постаменте. Поэтому повреждения не сразу бросаются в глаза. Но они там есть и очень серьезные: если скульптура упадет, последствия могут быть очень нехорошие.
Приметы времени
Тревогу забил руководитель детской творческой студии Даулет Абдрахманов. Сейчас он собирает материал для будущего фотоальбома, посвященного 90-летию Караганды. Обходит достопримечательности с целью запечатлеть их в лучшем виде. Но зачастую вместо красоты в кадр попадает безобразие. Так, например, на Вечном огне энтузиаст обнаружил подростков, греющих ноги над языками мемориального пламени. Стал невеждам выговаривать, отогнал школьников от латунной звезды — нарвался на конфликт с их родителями. Прибежал отец, закричал: «Ты бы еще Куликовскую битву вспомнил». Появилась мать, стала угрожать, что вызовет полицию за приставание к несовершеннолетним. Горя от возмущения, активист, распространил фото с малолетними вандалами в социальных сетях. После чего отправился на площадь Нуркена Абдирова, думал, что хотя бы там — в самом центре города — не встретит возмутительных примет времени. Но не тут-то было.
— Как обычно, я пошел фотографировать, думал, что-то хорошее выйдет, но получилось иначе, — рассказывает Даулет. — У меня отличный объектив: я все четко заснял. А когда приблизил, ужаснулся. По периметру у основания фигуры глубокая трещина. Мало того, при сильном ветре памятник покачивается! Это большая проблема. Он в отвратительном состоянии. На самом видном месте такое стоять не должно!
Чугун или бронза?
Карагандинец также обнаружил некрасивые разводы на скульптуре. Ее явно пытались освежить.
— Она неестественно черная, — продолжает Даулет. — Если фотографию ближе рассмотреть, то видно, что скульптура покрыта неровно. Все ведь участки невозможно закрасить равномерно. Насколько мне известно, три года назад, к 100-летию Героя Советского Союза, фигуру покрасили дешевым черным кузбасслаком. По этой причине стерлось движение — теперь в скульптуре невозможно разглядеть динамику!
Факт тонировки памятника активно обсуждался в социальных сетях. Горожане недоумевали: кто и зачем додумался красить бронзу? Выяснилось, однако, что никакой бронзы там на самом деле никогда не было. Об этом свидетельствует хотя бы статья в энциклопедии «Караганда. Карагандинская область» 1986 года издания. В ней сказано, что скульптура была отлита в 1958 году из чугуна, постамент был выполнен из мрамора. В более поздних публикациях читаем, что к 65-летию Победы выделялось девять миллионов тенге на реставрацию памятника: тогда сняли мрамор, а вместо него сделали облицовку из гранита. Чугун же остался чугуном. А это недолговечный материал.
Ситуация страшная
В областном Центре по сохранению историко-культурного наследия давно следят за состоянием одной из главных достопримечательностей области. Чиновники знают, что ситуация страшная и памятник может упасть.
— Несколько лет назад отвалился штурвал, за который держится летчик, — рассказал руководитель центра Тулкибай Тулеуов. — Мы с Худфондом начали работать, чтобы восстановить. Когда специалисты полное обследование сделали, оказалось, что памятник весь потрескался. Чугун восстановлению, варке не подлежит. От времени он разошелся по швам.
— Кузбасслак понадобился для гидроизоляции?
— Кто вам сказал про кузбасслак?! Я устал бороться с соцсетями. Но не реагировать тоже нельзя. Кто-то что-то напишет, а мы потом ходим, доказываем! Это уйму времени отнимает! Кузбасслак — это как смола. Но там же не покрыто смолой! Тем более это временная мера. Щели только немного подкрасили. Деньги нам не выделяли. Просто мы попросили — у одних ребят вышку взяли, у других — сварку. Художники согласились помочь…
Один в один
Тулкибай Сактаганович сообщил радостную новость. Недолго памятнику стоять в непотребном виде с кое-как прилаженным штурвалом! До конца осени чугунную фигуру заменят на бронзовую! Деньги — около 26 миллионов тенге — из областного бюджета уже выделены!
— Мы писали в разные инстанции, — пояснил руководитель. — Нас поддержали. Мы решили перевести скульптуру в бронзу. При этом все параметры — один в один — сохраняются. Вопрос авторских прав улажен. Одного из скульпторов — Анатолия Петровича Билыка — уже нет в живых, а второй автор — Гюнтер Гуммель — живет в Германии. С ним было согласовано по телефону. Министерскую комиссию мы прошли. Кто выиграет конкурс, пока не знаем. Это от нас не зависит.
— Где будет отливаться фигура?
— В Караганде есть прекрасные возможности для изготовления памятника. Мы с карагандинским Худфондом находимся в тесном контакте. Нам бы, конечно, хотелось напрямую заключить с ним договор — это проверенная организация. Но требования законодательства мы не можем обойти. Если конкурс выиграют алматинцы, их никто не заставит отливать в Караганде. Однако будем надеяться, что все-таки кто-то из местных возьмет заказ. Потому что ребята с этим памятником работали. Они его от и до знают. По крайней мере, нам бы легче было, если бы кто-то из них взял.
— Постамент будет реставрироваться?
— Нет, его трогать не будем. Там есть лишь некоторые нюансы, где нужно подремонтировать. Главная задача — заменить фигуру летчика. Бронза практически бессмертна. Она не гниет, не ржавеет и не разрушается, в отличие от чугуна. Срок сдачи объекта — до первого ноября. Но, может быть, пораньше закончим.
Кстати
«Хочу с ним разговаривать»
Ставший символом города памятник Нуркену Абдирову — первый крупный памятник в Караганде — был отлит в том же году, когда в области образовалось отделение Союза художников СССР. Из Москвы для ознакомления с творческим потенциалом приехала делегация Союза художников и Академии искусств, из Ленинграда — комиссия ведущих представителей изобразительного искусства. После обхода мастерских в члены Союза приняли лучших. Среди них был и Гюнтер Вильгельмович Гуммель — депортированный немец, которому до того несколько раз отказывали в приеме в Алма-Атинское и Пензенское училища живописи и ваяния. Он получал убийственные ответы: «Лица спецконтингента не могут учиться в учреждениях культуры».
Но Гюнтер Вильгельмович был скульптором от Бога. Он и без стажировки в учреждениях культуры создавал шедевры. Его воспоминания о работе над памятником Герою стали легендой.
«Когда рабочая модель памятника была готова, пригласили мать летчика, — описывается в книге В. Гранде «Сага о скульпторе Гуммеле». — Увидев модель, она тут же сказала: «Не похож…» Трудность создания образа Нуркена Абдирова coстояла в том, что скульпторы располагали всего лишь поблекшим от времени фотоснимком размером 3х4 см. При повторном посещении мастерской мать сложила руки на груди и произнесла: «На меня похож …»
Неудовлетворенные моделью, скульпторы предложили матери попозировать несколько сеансов. Согласие тут же было получено. В третье посещение мать воскликнула: «Ай-баяй! Это мой Нуркен! Выходите все… Я хочу с ним разговаривать…» Мать, оставленная в мастерской один на один с рабочей моделью, долго разговаривала с «сыном» и… плакала.
Об этом незабываемом факте в те далекие годы по центральному телевидению «Останкино» был показан короткометражный документальный фильм «Мать героя» с участием авторов скульптуры и матери Нуркена Абдирова».
Всего на сайте опубликовано 66072 материалов.
Посетители оставили 247253 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.