Зимой самая высокая труба в Кунгее напоминала ракету: из дымохода в небо рвались языки пламени, сыпались искры. Котельная, расположенная посреди частного сектора, жарила с такой силой, что, казалось, еще немного – и она взлетит в воздух. Округу засыпало толстым слоем маслянистого лохматого пепла. Соседи, не подключенные к котельной, боролись с ней три года. И, наконец, суд приостановил ее деятельность. С 8 мая предприятие закрывается. 125 семей остаются без отопления. 25 апреля жителей предупредили, что решать проблемы выживания следующей зимой им придется самостоятельно.
… Началась эта история еще до карантина. Местный житель Олег Феденя был в шоке от того количество сажи и гари, которое стало сыпаться ему на голову – каждое утро приходилось выгребать налетевшую во двор золу лопатой. Это было большое разочарование: покупая дом на краю Юго-Востока, мужчина надеялся, что будет дышать чистым воздухом. Он посадил под окнами ели. В земле пробурил восемь скважин глубиной по 80 метров, заложил туда зонды, закачал монэтиленгликоль, купил немецкий тепловой насос. Потратил на зеленые технологии целое состояние, для того чтобы не жечь ни солярку, ни уголь и отапливаться исключительно за счет энергии земли. Создавая вокруг себя чистоту, хозяин коттеджа учел все. Кроме соседей. Кто же мог предположить, что рядом с его экологически чистым жильем они построят одну из самых грязных кочегарок в городе?
Олег Феденя в своем негодовании был не одинок. Другие жители тоже возмущались работой котельной. В итоге семеро человек, объединившись, наняли адвоката Надежду Баховскую. Спустя три года именно ее и пригласил департамент экологии на сходку и предложил объяснить все тем местным жителям, которые до сих пор не в курсе того, что их ждет осенью.
Собрались возле трубы, из которой в теплый апрельский вечер еле заметно шел дым. Люди отказывались верить, что через полгода, когда вернутся холода, власти могут запретить запуск котельной. Адвокат убеждала их в обратном.
— В течение трех лет мы обращаемся в различные государственные органы с жалобами на незаконно возведенную котельную, — рассказывала Надежда Григорьевна. — Она представляет угрозу для окружающей среды, пожарную опасность для близлежащих домов. В течение трех лет мы плотно взаимодействуем с департаментом экологии, потому что все наши жалобы спускаются туда. В связи с мораторием очень тяжело было получить проверку. Но в прошлом году мы впервые добились, что была приостановлена деятельность котельной, были оштрафованы собственники. В этом году в декабре было дано разрешение комитетом экологии провести проверку ИП Бахыбаева по нашей жалобе. Данный предприниматель не имеет разрешения на эмиссии в окружающую среду, не имеет разрешения на данный вид деятельности, у него нет экологической экспертизы. Его деятельность является незаконной. В результате обращения в суд департамента экологии мы добились решения суда о запрещении деятельности котельной – до получения экологической экспертизы и разрешения на эмиссию в окружающую среду. Но возможно ли при тех нарушениях, которые имеют место, получение положительного экологического заключения?
На этот простой вопрос исполняющий обязанности руководителя департамента Дархан Исжанов ответить не смог. Выйдя вперед, он заговорил о другом.
— Котельная в настоящее время работает без разрешительных документов, — подтвердил Дархан Исжанов. — Наш кодекс прямо запрещает эксплуатацию таких объектов без разрешения. 7-го апреля вышло решение о приостановлении деятельности, 7-го мая оно вступит в силу, далее придут судебные исполнители и будут приостанавливать.
Люди, чьи дома отапливаются от незаконной котельной, стали возражать. Говорили, что нельзя не учитывать их интересы. В конце концов, покупая дома и квартиры, отапливаемые от котельной, никто и предположить не мог, что предприятие не имеет разрешительных документов. Сложившаяся ситуация стала полной неожиданностью. Жители ни в чем не виноваты и не хотят быть заложниками чужих нарушений.
— Я в прошлом году купил квартиру, — говорил житель танхауса Нурлан Садвакасов. — У меня маленькие дети. Вы, семь человек, добились своего. Но если даже сейчас Бахыбаев возьмется за этот объект как за котельную, как долго он будет получать разрешительные документы? Не месяц и не два. Мы готовы отказаться от котельной, когда газ проведут. Но не сейчас. Вы добились своего. Вы молодцы. Но как же мы? Сейчас лето пролетит. Что нам делать зимой?
Все понимают, что легитимизировать котельную не получится. Хотя бы потому, что закон требует удалить ее от жилых домов на 200 метров и поставить на трубу дорогостоящий фильтр. Дело это представляется жителям невыполнимым, тем более что они доподлинно не знают, кто является настоящим собственником котельной.
Не знают и те соседи, которые наняли адвоката и продолжительное время изучают вопрос. Здание котельной вроде как принадлежит ИП Кувандыковой. Но эксплуатирует его ИП Бахыбаев, который утверждает, что он бизнесом не занимается. Кроме того, на судебном процессе всплыло еще одно лицо.
— Есть фамилия Ергожин, — объясняла адвокат. — Никогда мы его воочию не видели. По документам у нас он нигде не проходит. Но все в кулуарах говорят о Ергожине Алтае. Его фамилия была заявлена в суде. ИП Бахыбаев говорит, что этой деятельностью занимается Ергожин Алтай.
Никто из трех названных предпринимателей с жителями не встречается, ничего им не объясняет. Люди недоумевают, по какой причине. И еще они никак не могут взять в толк, как власти могли дать разрешение на строительство домов – танхаусов на пять хозяев и многоквартирных трехэтажек, доподлинно зная, что рядом нет источника тепла. Но и власти не спешат что-либо объяснять.
— Ответьте нам, простым жителям, которых когда-то обманули, — обращалась к представителям акимата Гульмира Боранбаева. — Как нам быть зимой? Что должны делать мы? Дайте возможность котельной доработать до проведения газа на Кунгей.
Однако представители отдела внутренней политики, присутствовавшие на сходе, хранили молчание, предпочитая наблюдать за происходящим со стороны. Выступала адвокат:
— Что значит – дайте возможность? У котельной нет разрешения на данный вид деятельности. Ваши чаяния мне понятны. Вы в каком году приобрели квартиру? В 2019-ом! Но до 2022-го года этот объект вообще не был введен в эксплуатацию. Оказывается, по документам, они этот объект начали строить в декабре 2021-го года и сдали в эксплуатацию в марте 2022-го. Причем по документам это не котельная. Это нежилое офисное помещение. За три месяца они построили, технадзор подписал акт выполненных работ. Все это они оформили фиктивными документами. Мы обращались в прокуратуру. На сегодняшний день это офисное помещение с автостоянкой. Я вам могу показать проект.
— Застройщик, по-русски говоря, вас обманул! – доказывал противник котельной. — Здание было оформлено через три года задним числом.
— Мы только сейчас от вас это узнаем! Нас 2020, 2021, 2022 годы отапливали! – удивлялись клиенты котельной. – Что нам делать теперь?
— Ребят, вы когда машину покупаете, если она без колес, вы же в автосервис идете! – прилетало в ответ.
Адвокат рассказывала, что государственные органы упорствуют в своем бездействии. Ни прокуратура, ни департамент экономически расследований вмешиваться не спешат. Дошло до того, что, устав ходить по замкнутому кругу, семеро истцов отправили жалобу в администрацию президента. Сейчас обращение спущено в департамент полиции. По словам Надежды Баховской, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту загрязнения окружающей среды.
Однако от уголовного дела зависящим от котельной жителям ни тепло, ни холодно. Спорили, спорили – и в итоге согласились с местным депутатом Маратом Тусуповым. Он предложил собрать представителей разных групп жителей у акима, настоять, чтобы туда же пришли застройщики, продавшие квартиры, и истинные владельцы котельной. Выяснить, разобраться, договориться. Но самое главное – потребовать, чтобы власти обратились за поддержкой в республиканский бюджет и ускорили процесс подведения к Кунгею газопровода. Тогда вопрос с экологичным отоплением решится сам собой.
Всего на сайте опубликовано 66869 материалов.
Посетители оставили 247334 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.