Молодой, но весьма перспективный завод по выпуску металлического кремния «Силициум Казахстан» снова оказался в центре скандала. Оказывается, со складов предприятия пропадает оборудование и прочее ценное имущество. По словам работников, это происходит из-за того, что за сохранностью производственного добра плохо следят. На дверях складов стоят хлипкие замки. А некоторые места их расположения даже не огорожены забором.
Завод по производству металлического кремния можно назвать стратегическим объектом. Его строительство обошлось в 166 миллионов долларов. Причем треть этих денег — государственные. Их в предприятие инвестировали фонд национального благосостояния «Самрук Казына» и Банк развития Казахстана. В 2008 году на церемонию запуска завода «Силициум Казахстан» приезжал президент Нурсултан Назарбаев. Он нажал символическую красную кнопку, но завод тогда не заработал. Запустили предприятие только осенью прошлого года. Однако строительство завода продолжается до сих пор. Оборудование и прочее имущество предприятия то забирали со складов, то снова привозили. Всего на территории завода располагалось 11 складов. И почти все они были плохо защищены от воров.
— Территория, где находились склады, почти не охранялась, а только контролировалась генеральным подрядчиком, — рассказывает бывшая заведующая складом завода «Силициум Казахстан» Виктория. Свою фамилию она просила не указывать, поскольку боится, что не сможет устроиться на новую работу. — Честно сказать, был бардак. Склады стояли в степи. Они не были огорожены. На территорию мог зайти любой человек с улицы, взять и унести все, что угодно. Но никто руководству об этом не сообщал. Докладные писали только я и охрана.
«Просим принять меры по исполнению предлагаемых мероприятий, а именно: обеспечить закрытие дверей (ворот) всех помещений, контейнеров на пломбы и замки, установить защитные короба для исключения свободного доступа, срыва пломб и контрольных замков злоумышленниками, — сказано в докладной главному инженеру компании «Силициум Казахстан» от директора охранной фирмы «Тумар-2030». — Для исключения свободного проникновения на территорию завода восстановить ограждение территории в местах нарушений и установить в местах отсутствия…»
На эти предупреждения никто не обращал внимания. До тех пор, пока со склада не пропали две коробки с телевизорами. Произошло это в августе прошлого года. Предприятие оценило стоимость пропавших телевизоров довольно высоко — в 200 тысяч тенге, хотя они были не новые.
— Я прекрасно помню, что в пятницу, когда я вместе со второй кладовщицей уезжала домой, коробки с телевизорами были на месте, — вспоминает Виктория. — В субботу дежурила третья кладовщица. Она отпускала товарно-материальные ценности и даже не выписывала накладных. А в понедельник, когда мы пришли на работу, вторая кладовщица открыла склад и обнаружила, что не хватает двух коробок с телевизорами.
После этого провели инвентаризацию, которая выявила недостачу. Факт пропажи телевизоров был очевиден. Поэтому заведующая складом подписала сличительную ведомость. Хотя за два с половиной года работы со склада у Виктории ничего не пропадало. После этого Виктория проработала еще несколько месяцев и в феврале 2011 года написала заявление об увольнении по собственному желанию.
— Уволиться меня вынудила главный бухгалтер, — говорит бывшая заведующая складом завода «Силициум Казахстан». — Видимо, кому-то понадобилось мое место. Под давлением я написала заявление, расписалась в приказе, мне сделали запись и поставили печать в трудовую книжку, я забрала ее и ушла. Руководитель предприятия на моем заявлении визу не ставил. Он часто был в разъездах, поэтому у нас существовала такая практика, что директор приезжал и подписывал все накопившиеся документы.
Месяц Виктория ждала, пока с ней рассчитается работодатель. Предприятие задолжало своей бывшей работнице компенсацию за неиспользованные отпуска. Не дождавшись денег, она с письменным заявлением обратилась в департамент труда и социальной защиты населения. Инспектор взялся за ее дело. А потом прислал ответ, что департамент не будет рассматривать заявление Виктории, потому что завод подал иск в суд на свою бывшую завскладом.
В своем исковом заявлении руководство завода указало, что из-за халатности работницы со склада пропали не только два телевизора с жидкокристаллическими экранами, но еще и комплект удаленного контроля и управления тремя компрессорами на сумму 77 тысяч тенге. Весь ущерб предприятие оценило в 272 тысячи тенге. Виктория на суде заявляла, что в недостаче не виновата. Поскольку, кроме нее, работали еще две кладовщицы и у каждой из них были одинаковые договоры о материальной ответственности. Да и украсть имущество завода мог кто угодно, ведь складские помещения плохо охранялись.
В итоге суд вынес решение в пользу работодателя. Правда, ущерб снизился до 194 тысяч тенге. Предприятие не смогло доказать факт пропажи комплекта удаленного контроля и управления тремя компрессорами.
Бывшая заведующая складом с этим решением не согласилась и подала на апелляцию. Но вердикт снова был не в ее пользу. Сейчас в ожидании кассации Виктория подала встречный иск на компанию «Силициум Казахстан». Она просит восстановить ее на работе, выплатить компенсацию и возместить ей моральный ущерб. Все вместе это тянет примерно на миллион тенге.
— Почему? Потому что я узнала, что, оказывается, с работы меня не увольняли. На одном из заседаний суда заместитель директора «Силициум Казахстан» сказал, что ждет меня на работе с распростертыми объятьями и не понимает, почему я не прихожу. Хотя все это время никто меня не искал и не просил прийти на работу. Оказывается, у работодателя нет приказа о моем увольнении, а есть другой — об отстранении. Правда, он какой-то недоделанный. В этой бумаге не указаны ни причины моего отстранения от работы, ни сроки. К тому же на документе нет исходящего номера и некоторых подписей.
Кто прав, а кто нет, мы решать не беремся. Сейчас это дело рассматривается в суде Октябрьского района.
Чтобы узнать мнение руководства завода «Силициум Казахстан», корреспондент «НВ» обратился сначала к управляющему директору Андрею Кисьянцеву, а потом к заместителю директора Орману Салкимбаеву. Оба они комментировать ситуацию отказались, сославшись на то, что идут суды и до их завершения руководство предприятия никаких заявлений делать не будет.
Отказаться от интервью руководители завода по производству металлического кремния могут, а вот не явиться в суд — нет. На заседание пришел и корреспондент «НВ». Нужно было выяснить, почему руководство предприятия решило, что в пропаже телевизоров виновата именно заведующая складом?
— Мы провели служебную проверку, — сообщил заместитель директора по экономической безопасности Орман Салкимбаев. Кстати, раньше он работал судьей. — В результате было выявлено, что два телевизора пропали неизвестно как. Почему со стороны заведующей складом не были приняты меры, чтобы установить факт пропажи и причину, непонятно. Она просто констатировала факт. К тому же имеется ведомость об инвентаризации, которая подписана ею самой. Ну и все. Когда я пришел работать в «Силициум Казахстан», дело так и лежало. Но недостача есть. Значит, должен быть акт списания или материалы должны быть направлены в милицию, если это кража.
— А почему вы решили, что виновата именно моя клиентка? — спросила у г-на Салкимбаева на суде представитель Виктории.
— Потому что она заведующая складом! — безапелляционно заявил замдиректора ТОО «Силициум Казахстан».
— А в каких документах написано, что она отвечает за других кладовщиков?
— Она была главной. На нее возлагалась материальная ответственность и руководство всеми кладовщиками. Все!
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66343 материалов.
Посетители оставили 247285 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
а у родственников Ормана Салкимбаева никто не приобрел себе новый телевизор с жидкокристаллическим экраном?
ВЕСНА
28 сентября, 2011 в 08:43
просто козлы
Реалист
28 сентября, 2011 в 14:42
Для такого завода два телевизора это мелочь а человеку жизнь портят. А почему руководство сразу в полицию не заявило и по горячим следам виновника не нашли? Вывод один кому то Виктория мешала. На лицо реальная подстава.
Alina
29 сентября, 2011 в 19:09