Жезказганская РЭК недовольна действиями антимонопольщиков
«Жезказганская распределительная электросетевая компания» возмущена тем, что антимонопольщики почти на четверть сократили ее инвестиционную программу. В результате тариф на транспортировку электроэнергии снизился и услугодатель подал иск на департамент по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
Жезказганская распределительная электросетевая компания является монополистом. Поэтому она, как и все остальные, обязана утверждать свою инвестиционную программу в ДАРЕМе. Нынешним летом, как положено по закону, ЖРЭК подала документы в госорган. Компания разработала инвестиционную программу на 2016-2020 годы, которая потянула больше чем на полтора миллиарда тенге. В итоге чиновники ее утвердили, но урезали на 405 миллионов тенге. Услугодателя такое положение дел не устроило, и он обратился в экономический суд.
Представители ДАРЕМа считают, что сделали корректировку инвестиционной программы вполне законно. Полномочия на это им дает закон. К тому же ЖРЭК, по мнению антимонопольщиков, включил в свою инвестпрограмму некоторые ненужные статьи расходов. К примеру, услугодатель заложил в нее покупку спецтехники, которую уже приобрел.
— В инвестпрограмме на 2018 год предусмотрена покупка автокрана, — сказала в суде руководитель отдела технического регулирования ДАРЕМа Баян Ибраева. — А в отчете об исполнении инвестиционной программы за 2014 год указано, что автокран уже был приобретен. В подтверждение этого мы представили суду договор купли-продажи.
Ту же самую тенденцию антимонопольщики проследили и с покупкой другой техники, в частности, экскаваторов, опоровозов, КамАЗов, УАЗов и пикапов. Чиновники сочли, что ЖРЭК купил эти машины в прошлые годы. А в новую инвестпрограмму их включили только для того, чтобы завысить ее стоимость и собрать с потребителей больше денег. Юрист АО «Жезказганская РЭК» с этими доводами не согласился. Он уверял, что никакого дублирования в инвестпрограмме нет.
— Вы говорите про автокран, — стал объяснять юрист ЖРЭКа. — Нам нужно четыре автокрана, а купили мы всего два. Конечно, мы будем повторяться! Потому что мы решили приобретать спецтехнику не сразу всю, а разбили ее по годам. Та же самая ситуация и с пикапами. Мы запланировали их купить 10 штук. Разбили это по годам. В 2014 году мы купили два пикапа, в 2015-м — четыре и в 2019-м запланировали приобрести еще четыре машины. Конечно, будет повторение! Но это не доказывает, что мы кого-то обманываем! Мы не роскошь покупаем, а необходимые средства!
После этого юрист заявил, что департамент по регулированию естественных монополий и защите конкуренции вмешивается в хозяйственную деятельность ЖРЭКа. Действия чиновников он назвал хитрой многоходовкой. А нужна она только для того, чтобы снизить тариф на транспортировку и распределение электроэнергии.
— Формирование тарифа происходит как за счет инвестиционной программы, так и за счет других статей затрат, — сказал юрист ЖРЭКа. — Антимонопольный департамент, срезав нам инвестпрограмму на 405 миллионов, снизил в тарифной смете статью «прибыль». Потому что инвестпрограмма делается за счет прибыли и амортизации. Ход мысли уполномоченного органа понятен. Я приведу пример. В нашей области работают несколько предприятий. У ТОО «Караганды Жарык» средний тариф на пять лет 5,45 тенге, а у нас — 2,92 тенге. Почему так? Почему той компании повышают тариф, а нам снижают?
Логика антимонопольщиков понятна. Они защищают права потребителей жезказганского региона. Ведь люди за электроэнергию там платят по 16 тенге за кВт/час. А вечерний тариф для предприятий составляет почти 40 тенге за кВт/час. В Караганде электричество гораздо дешевле. Средний тариф для населения составляет около 10 тенге за кВт/час, для юридических лиц — около 22 тенге за кВт/час. Но вопрос тарифообразования в суде не рассматривался. Речь шла только об инвестиционной программе.
— В ее рамках АО «ЖРЭК» планирует купить десять пикапов, — отметила Баян Ибраева. — Чем обусловлено приобретение такого количества машин для адмперсонала? Они не имеют никакого отношения к производственной деятельности предприятия!
— Вы так оторваны от реальной жизни! — воскликнул юрист компании-монополиста. — Вы даже не знаете, зачем мы пикапы покупаем! Они не для административного персонала, а для того чтобы работать в поле. Пикап — это маленький грузовичок!
— А «Шкода Октавия» и «Тойота Хайлюкс» тоже для работы в поле? — спросила представитель департамента.
— Тойота Хайлюкс — это тоже пикап! — ответил юрист ЖРЭКа.
— Знаете, потребители не обязаны оплачивать ваши административные расходы!
В итоге суд не нашел ничего противозаконного в том, что департамент по регулированию естественных монополий и защите конкуренции урезал инвестиционную программу. И отказал «Жезказганской РЭК» в иске. Однако решение экономического суда еще не вступило в силу. Энергопередающая компания будет его обжаловать.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66834 материалов.
Посетители оставили 247333 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
Не совсем понятен термин «инвестпрограмма». Точнее, если это инвестпрограмма, то чисто непонятно — а кто же инвестор? Если за счёт тарифа — то, получается, потребители, народ инвестор. И тут многое становится непонятным. Народ знает, что он инвестор? Ему нужна эта инвестиция? Как он планирует получить с неё инвестиционный доход?..
mancubus
16 февраля, 2016 в 22:09
Когда уже будут проверять на наличие спецтехники вживую? А не только на бумаге. Думаю там не два автокрана купили, а ноль круглый. А автокран нанимают со стороны и наём тоже заложили в тариф. То есть субподрядчик с краном, а монополист ушлый.
Махнабус
17 февраля, 2016 в 00:38
Рыночные понятия в РК странным образом трансформировались, причем не в лучшую сторону. Опять считается, что ценообразованием можно управлять в приказном порядке. Предпринимателя, помимо налогов, можно обдирать с формулировкой «социальная ответственность бизнеса». Привлечение населения в инвесторы (IPO) с последующим выставлением предприятий на приватизацию. И ноу-хау — принуждение населения к инвестированию через тариф, с получением вознаграждения другим лицом (монополистом)!
Гоголь
17 февраля, 2016 в 13:54