Букпу откроют и в Караганде появится река с полноценной набережной. Причем ни от Букпы, ни от парковых озер, куда она впадает, не будет исходить зловонье! Пока это всего лишь планы, но, по уверениям чиновников, есть реальные возможности для того, чтобы в городе появился целый комплекс водных объектов, за которые не стыдно. Ждать осталось недолго.
Такие оптимистичные прогнозы были озвучены во время записи ток-шоу Светланы Шульц «Главная студия». Разговаривали на повышенных тонах. Общественность представляли девять человек, обрушившие шквал критики на местные власти, за которые отдувался в основном заместитель акима города Халел Акимжанов. Иногда ему на помощь приходил заместитель руководителя управления парками Роман Калачев. В процессе споров выяснилось несколько принципиальных моментов, на которых стоит сейчас акимат.
Воду спускать не будут
Во-первых, с недавних пор чиновники категорически против того, чтобы спускать из озера воду и чистить дно. Такая позиция была у них не всегда, о чем свидетельствовал эпизод из записанного год назад интервью. Его продемонстрировали в самом начале передачи: инженер управления парками Талгат Смаилов обещал, что озеро осушат, чтобы убрать скопившуюся за десятилетия грязь, а затем наполнят заново. Халел Акимжанов, просмотрев ролик, сразу заявил, что информация уже устарела, Талгат Смаилов давно в парке не работает, а у того, кто работает вместо него, совершенно иное представление о способе спасения главной достопримечательности Караганды. Этот способ в принципе не предполагает осушения. Главный аргумент против – потеря биоразнообразия. Ведь если слить всю воду, погибнет рыба, ондатры останутся без своих хаток, уткам негде будет плавать. К тому же спуск и наполнение озера – недешевое удовольствие и могло бы стоить городской казне порядка 600 миллионов тенге.
Водоросли доставать не будут
Во-вторых, от идеи достать со дна мусор вместе с сине-зелеными водорослями с помощью мощного экскаватора-драглайна тоже отказались. Потому что такой способ оздоровления обернется еще большей вонью. Уже был печальный опыт в Каркаралинске и Баянауле: поднятый со дна ил при взаимодействии с кислородом породил дурно пахнущие испарения, из-за чего туристический сезон был сорван, люди негодовали. Хорошо, что их было не так много, как в областном центре. Если где-то в степи, в горах или лесах с миазмами еще можно как-то примириться, то в самом центре города он обернется скандалом. Кстати, услуги драглайна обошлись бы городу в 200-300 миллионов тенге.
Хлорелла продолжит размножаться
В-третьих, спуск воды и просеивание ила призван заменить химико-биологический метод. Та самая хлорелла, котораяявляется природными врагами сине-зеленых водорослей. Хлореллу привезли в Караганду в 60литровой баклажке и вылили в озеро в декабре прошлого года.Эффекта жители не наблюдают. Люди уверены, что озеро продолжает превращаться в болото. Однако инициаторы проекта уверяют, что дела у водоема пошли на лад. Озеро становится прозрачнее. Результаты анализов свидетельствуют об улучшении состава воды. Пусть процесс протекает медленно, зато стабильно. Чиновники надеются, что еще через года-два года карагандинцы убедятся, что задумка с хлореллой была верным решением. Нужно еще немного потерпеть.
Главная привлекательность проекта с хлореллой – в его дешевизне. Затраты составляют 600 тысяч в год. Плюс еще 2,5 миллиона потребуется на зарыбление. Причем, предполагается, что заплатит за рыбу не бюджет, а спонсоры.
Борьба с фекалиями продолжится
В-четвертых, постоянно ведется борьба с людьми, которые превратили сердце Караганды в свою уборную и без зазрения совести спускают отходы собственной жизнедеятельности прямо в парковые озера. Вот позор так позор! И тем, кто гадит, и тем, кто не в состоянии найти на негодяев управу.
Однако меры все-таки предпринимаются. Оказывается, тот факт, что в этом году озеро воняет гораздо меньше, чем в прошлом, объясняется не только работой хлореллы, но и чиновников, которые пустили Букпу мимо парка по обводному каналу. Да, уровень воды в озере сразу упал, зато туда больше не сливается канализация!
Когда на ток-шоу заговорили о том, что Букпа превратилась в канализационный коллектор, едва не дошло до драки. Общественники требовали, чтобы имена всех, кто гадит, были названы здесь и сейчас — на камеру. Представитель парка Роман Калачев разоблачать нарушителей не хотел.
— Я на телевидении не могу это озвучить, — улыбался он.
— С какого ресторана конкретно идут стоки? Почему вы озвучить не можете? – летело ему в ответ.
— А вы почему не скажете как общественник? – огрызался Роман Радикович. — Мы с вами можем сейчас выехать. Я покажу.
— Вы почему озвучить не можете?
Перебранка, перешедшая на личности, закончилась тем, что спорщики пригрозили друг другу выяснить отношения после эфира. А во время эфира под напором блогеров все-таки было сказано: в превышении показателей аммиака и серы в воде паркового озера виноват частный сектор – от стадиона «Шахтер» до ресторана «Айса», «там все практически врезались в закрытый коллектор, который в советское время был построен». Этот коллектор – и есть русло Букпы.
— Пишите, публикуйте: такой-то дом, такой-то ресторан врезался в коллектор. Пусть им будет стыдно. Есть же социальные сети! – настаивали активисты.
— Вопрос упирается в деньги, — возражал заместитель акима. — Проложили трубу – врезались. Там примерно десять домов. Я хочу выяснить, кто из них. Я по этой трубе должен раскопать конкретно до дома, чтобы привлечь к административной ответственности. Мне легче заварить трубу, что мы и делаем. Но через какое-то время появляется параллельная врезка по этой же траншее. Самое обидное: когда мы обсуждаем в соцсетях, я уверен, жители этого района в числе тех, кто кричит, что с парковым озером все очень плохо. Сейчас Букпу можно назвать «речка-говнянка». И мы сейчас просто закрываем шлюз, чтобы эта вода не поступала в озеро. Мы это вынуждены делать. Но из-за этого быстрее падает уровень воды. Здесь выбираешь из двух зол.
Букпу распечатают!
В-пятых, бетонные плиты, под которыми многие десятки лет прятали Букпу, решено убрать! Когда это будет сделано, все трубы с нечистотами обнажатся и будут ликвидированы.
— Вопрос санации Букпы встал в том числе из-за действий частного сектора, — продолжал Халел Акимжанов. — Я сам лично, когда там проводили общественные субботники с жителями, это все видел. Вот заваренная труба, параллельно ей врезается вторая. Ты одну закрываешь, потом вторую, но появляется третья. Выход какой? Мы этот коллектор полностью раскрываем. Делаем полноценную реку. Там будет полноценная набережная вокруг. Люди будут вдоль реки ходить.И тогда будет абсолютно все видно, а в случае врезки будет сразу поступать сигнал.
Халел Рахимович напомнил, что уже разработан проект наполнения Букпы. Поскольку эта степная река летом практически пересыхает, решено сбрасывать в нее воды, извлекаемые из-под земли шахтой Костенко.
— Все необходимые анализы на техническое соответствие были проведены, — отметил заместитель акима. — Руководство АМТ нас поддержало, готово за свой счет провести реконструкцию направляющих гидротехнических сооружений.
По словам Халела Рахимовича, шахтные воды до сих пор не в озере только из-за того, что не приведено в порядок русло Большой и Малой Букпы – до и после парка. Если пустить шахтную воду прямо сейчас по закрытому, заросшему каналу, вплотную к которому уже построены многоэтажные дома, может случиться катастрофа. Чтобы избежать потопа, прежде следует почистить реки. Соответствующий проект уже есть. Сейчас он проходит стадию экспертизы.
Итого
Недалеко от центрального парка имеется старая артезианская скважина. Когда-то оттуда парк качал воду. Об этом свидетельствует сохранившейся трубопровод и воспоминания местных жителей, утверждающих, что в детстве они пили воду прямо из паркового озера. Однако эксплуатировать чистейший подземный пласт сегодня не будут. Поскольку, согласно прогнозам международных организаций, вскоре на всей планете будет дефицит питьевой воды. Так что подземный источник в центре города – это наш стратегический запас.
Получается, что использование шахтных вод после их двухступенчатой очистки – действительно самый рациональный путь спасения парковых озер.
— Проект по Букпе предварительно обойдется чуть более двух миллиардов тенге, — подвел итог Халел Рахимович. –Эти средства придут в управление природных ресурсов по линии нового Экологического кодекса: деньги, собранные за нарушения, превышения останутся в регионе. Соответственно регион уже в рамках своих мер по улучшению экологии потратит эти деньги на санацию.
Всего на сайте опубликовано 65652 материалов.
Посетители оставили 247226 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.