Неравномерное финансирование приводит к нехватке учебных мест по республике, считают аналитики ranking.kz. Ежегодно на Назарбаев интеллектуальные школы тратятся миллиарды, тогда как количество сельских школ продолжает сокращаться, передает nv.kz.
Средства на работу НИШ частично поступают из республиканского бюджета. К примеру, в 2022 году было выделено 12,4 миллиарда тенге. В то же время расходы на государственные школы составили 1,2 триллиона тенге. Сюда входят статьи расходов на обеспечение доступности качественного школьного образования, модернизацию среднего образования и повышение квалификации учителей.
«Хотя общая сумма средств, полагающихся обычным школам, и кажется более весомой, однако при пересчете на одну школу ситуация меняется. В Казахстане, по данным Бюро национальной статистики на 2021/2022 учебный год, 7550 школ, а НИШ – всего 21. Таким образом, бюджет на одну государственную школу в 2022 году составляет 159 миллиона тенге. Это в 3,7 раза меньше, чем бюджет одной НИШ (592,1 миллиона тенге). К слову, депутат Мурат Бактиярулы в июне этого года заявил о более существенной разнице в финансировании – в 6 раз», — отмечают аналитики.
При этом по республике наблюдается острая нехватка мест в школах. Ранее глава Минпросвещения Асхат Аймагамбетов заявил, что сейчас в стране не хватает более 260 тысяч ученических мест, и к 2025 году эта цифра может вырасти до миллиона. Больше всего здесь страдают сельские школы, поскольку сегодня существует большой разрыв между ними и городскими учреждениями в плане их материально-технической базы.
«Разница в финансировании, а также социальные и миграционные факторы приводят к сокращению количества сельских школ: если в 2015 году их насчитывалось 5546, то к концу 2021 года осталось всего 5262. Кроме того, в 2020/2021 учебном году 34 средние школы находились в аварийном состоянии, и почти все они работали в сельской местности», — говорится в источнике.
В сельских школах также наблюдаются относительно низкие квалификационные характеристики педагогического состава. Так, доля учителей с высшей категорией в сельской местности составила всего 18,5% от общей численности, а в городской – 31,2%. Четверть педсостава городских (23,7%) и сельских (24,1%) школ составляют преподаватели, которые вообще не имеют категорий.
Всего на сайте опубликовано 66427 материалов.
Посетители оставили 247295 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.