Рост цен на топливо затронул не только Казахстан. Однако динамика подорожания бензина и дизеля оказалась одной из самых быстрых, сообщает NUR.KZ.
Пока что доля электрокаров в Казахстане остается низкой. Поэтому бензин и дизель являются основными видами топлива, которые используются в транспортных средствах. Как указывается в отчете Евразийской экономической комиссии, индекс месячного роста цен на эти виды топлива в июне 2023 года вырос почти во всех странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Так, в Армении индекс потребительских цен на бензин составил 110,5 – то есть топливо подорожало на 10,5%, что стало самым высоким показателем за месяц. Для сравнения: в Кыргызстане и России рост цен составил 3,4% и 1,6% соответственно. В Казахстане в июне он был равен 0,2%, а в Беларуси цены вовсе не изменились. Однако, если взглянуть на показатели роста цен за год, то Казахстан окажется лидером по уровню подорожания топлива. Годовой показатель среди стран Согласно данным отчета комиссии, в среднем по ЕАЭС подорожание автомобильного бензина составило 2,8% за год (к июню 2022 года). При этом в некоторых странах цены даже снизились: Армения – бензин подешевел на 32,7%; Беларусь – падение цен составило 4,1%; Кыргызстан – бензин стал дешевле на 9,9% за год.
Рост затронул лишь две страны. И если в России стоимость повысилась на 3,1%, то в Казахстане он оказался самым высоким – плюс 12% за год. Ситуация с дизельным топливом схожая – при среднем росте цен в ЕАЭС на 9% за год в Армении и Беларуси отмечено их снижение. А остальные страны столкнулись с подорожанием: Казахстан – плюс 36,1% к июню 2022 года; Кыргызстан – рост цен на 10,1%; Россия – плюс 6,9% за год.
Получается, что по уровню подорожания данных видов топлива наша страна оказалась в антилидерах. При этом Казахстан остается в списке стран ЕАЭС с самыми доступными ценами на бензин и дизель. И этому есть объяснение. Причины антилидерства Казахстана То, что в цены на топливо в стране остаются самыми низкими среди других стран союза, несмотря на лидирующие темпы роста, объясняется внутренней политикой ценообразования. Низкие цены на отечественных заправках были связаны с государственным урегулированием и искусственным удержанием. Однако это приводило к тому, что деньги из госбюджета уходили на поддержание низкой стоимости. В то же время снижалось финансирование ремонта нефтеперерабатывающих заводов. Чтобы сократить нагрузку на бюджет, топливный рынок постепенно переходит от искусственного удержания цен к рыночным условиям. Так, в апреле 2023 года был принят приказ о повышении цен на топливо. Это также было связано с необходимостью остановить «вымывание» бензина и дизеля за границу, где они стоили значительно дороже. Именно поэтому в Казахстане отмечается столь резкий рост цен в сравнении с другими странами – их просто долго поддерживали на низком уровне за счет государственных денег. Теперь же максимальная стоимость топлива была увеличена. В будущем формирование цены может полностью перейти на рыночные механизмы. А освободившиеся бюджетные средства могут быть выделены на финансирование различных социальных программ и улучшение энергетической инфраструктуры.
Всего на сайте опубликовано 65643 материалов.
Посетители оставили 247226 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.