В Астане завершилось расследование гибели военнослужащего Национальной гвардии Кайсара Султанова. Официальная версия — самоубийство. Мать Кайсара Сауле Тлеубергенова не согласна с вердиктом следствия и рассказала свою версию случившегося, сообщает Tengrinews.kz
Кайсара Султанова не стало в ночь на 9 октября 2023 года. За день до своей смерти он был в увольнении и виделся с матерью, которая не заметила в поведении сына ничего необычного. Синяков и повреждений на теле солдата тоже не было. Вскоре женщине позвонили и сообщили, что Кайсар умер.
Сам захотел в армию
В 2023 году 21-летний Кайсар Султанов окончил вуз в Караганде и планировал стать юристом. Но перед этим молодой человек хотел отслужить в армии. Он призвался в июне того же года из Темиртау. По распределению Кайсар попал в воинскую часть 6636 Национальной гвардии в Астане.
«Мой сын даже на вручение диплома не пошел, ему нужно было успеть в армию. Он говорил: «Мам, весенний призыв до 30 июня, мне нужно успеть». Он сам пошел в военкомат и попросил, чтобы его забрали. Интеллигентный, умный, никогда не нагрубит, учился хорошо. Везде у него характеристики какие! Кураторы о нем хорошо отзывались, предлагали остаться учиться дальше», — рассказала Сауле Тлеубергенова.
Женщина призналась, что слышала о трагических случаях в казахстанской армии, но никогда не думала, что это коснется ее семьи.
Подробности гибели военнослужащего
По словам матери Кайсара Султанова, в ночь на 9 октября прошлого года он находился в главном управлении Нацгвардии в Астане. В 01:00 там объявили учебную тревогу, и по плану Кайсар должен был находиться в тренажерном зале. Около 01:11, судя по таймеру с камер видеонаблюдения, молодой человек взял оружие и побежал в тренажерный зал.
«Он должен был пробежать по длинному коридору в этот тренажерный зал, там два окна. В 01:05 видеокамера со стороны улицы запечатлела в окнах в этом тренажерном зале силуэт человека. Мой сын еще не добежал (до зала. — Прим.). То есть там кто-то был. Потом мне утверждали, что он был один, ссылались на то, что якобы таймер был неправильно настроен, якобы «это ваш сын».
По словам Сауле Тлеубергеновой, каска Кайсара, которая изначально была на нем, в итоге оказалась на подоконнике в тренажерном зале. При этом на видео не запечатлен момент, как кто-либо ее туда кладет.
Женщина утверждает, что после смерти ее сына следователи не сразу изъяли жесткие диски, чтобы изучить записи с камер видеонаблюдения. Когда записи решили изучить, некоторые из них, по словам Сауле Тлеубегеновой, уже были стерты. И восстановить их не удалось.
«Следователи мне предоставили видеозапись на флешке, где было много обрезков по 7-8 минут, там очень много было вопросов», — сказала она.
Мать погибшего уверена, что на момент смерти в тренажерном зале вместе с ее сыном находились еще несколько человек.
По ее словам, судмедэксперты утверждают, что у Кайсара было два огнестрельных ранения в подбородок. При этом оба выстрела были сделаны им якобы с разницей в 5-7 минут. Женщина уверена, что с учетом описанных ран ее сын не мог совершить второй выстрел.
Кроме этого, со слов женщины, расследование показало, что на руках и ногах Кайсара были ссадины и кровоподтеки, а на куртке — более 25 повреждений.
Мнение судмедэксперта по делу Бишимбаева
Не удовлетворенная результатами судмедэкспертизы, семья Кайсара Султанова обратилась за помощью к частным специалистам, среди которых оказался Тахир Халимназаров, судмедэксперт, который давал заключение о причинах смерти Салтанат Нукеновой и выступал в суде над Куандыком Бишимбаевым. Вместе с другими коллегами он ознакомился с результатами первой судмедэкспертизы и сделал свои выводы.
Согласно заключению дополнительной комиссионной судебно-медицинской экспертизы, оказавшемуся в распоряжении редакции, входные ранения, полученные Кайсаром, были расположены в подбородочной области отдельно, слева и справа от срединной линии, на расстоянии друг от друга в 2,3 сантиметра. Выходные раны представлены единой раной в лобной области, размеры — 14 на 11,5 сантиметра.
«В этой связи какие-либо рассуждения о гипотетической возможности причинения «незначительных» повреждений головного мозга при первом выстреле, позволяющих пострадавшему совершать активные целенаправленные действия в течение определенного промежутка времени, в том числе совершать повторный выстрел через несколько минут после первого, являются несостоятельными…» — говорится в документе.
Эксперты добавили, что с учетом тяжести последствий каждого из огнестрельных ранений головы, отсутствия между ними каких-либо объективных отличительных признаков, принимая во внимание заключение привлеченного высококвалифицированного специалиста в области нейрохирургии, «после первого выстрела в подбородочную область Султанов К. практически не мог совершать активные целенаправленные действия в связи с массивностью открытого повреждения головного мозга и костей черепа, обычно влекущих моментальную потерю сознания и быструю смерть».
Что говорят правоохранители
Как заявила Сауле Тлеубергенова, военно-следственное управление «закрыло дело ввиду отсутствия состава преступления». Недавно она обратилась в Генеральную прокуратуру с требованием возобновить следствие.
Корреспондент Tengrinews.kz направила официальные запросы в Генеральную прокуратуру и МВД, в ведении которого находится Национальная гвардия, чтобы выяснить подробности. В МВД сообщили, что 27 октября прошлого года приказом заместителя министра внутренних дел командование воинской части, в которой служил Кайсар, привлечено к строгой дисциплинарной ответственности. Подробности не уточняются.
Кроме этого, 19 июля этого года расследование дела о гибели военнослужащего Султанова было возобновлено.
«Досудебное расследование возобновлено. В соответствии с законодательством Казахстана данные досудебного расследования не подлежат разглашению и могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора в том объеме, в каком им будет признано это возможным, если это не связано с нарушением прав и законных интересов других лиц», — заявили в министерстве.
В Генеральной прокуратуре также подтвердили возобновление расследования. Факт гибели военнослужащего Султанова расследовало Центральное региональное военно-следственное управление МВД, которое 16 июня 2024 года приняло решение о прекращении производства по делу.
Впоследствии 17 июля 2024 года Главная военная прокуратура отменила решение органа следствия. Материалы дела направлены в Центральное управление для проведения дополнительного расследования.
«В рамках проводимого дополнительного расследования перепроверяются обстоятельства получения огнестрельного ранения в голову Султановым К., с учетом доводов матери погибшего Тлеубергеновой С. рассматриваются все версии наступления смерти», — сообщили в Генпрокуратуре в ответ на официальный запрос редакции Tengrinews.kz.
В надзорном органе добавили, что по указанию прокуратуры в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела проводится комплекс оперативно-следственных мероприятий, необходимых для установления полной картины происшествия.
«По результатам расследования будет дана правовая оценка, в том числе по вопросам, возникающим у матери погибшего. (…) На сегодняшний день действующим уголовным законодательством предусмотрена соразмерная ответственность должностных лиц при установлении их причастности к рукоприкладству и другим противоправным действиям», — отметили в Генпрокуратуре.
Ход расследования уголовного дела находится на особом контроле Главной военной прокуратуры. В соответствии со статьей 201 Уголовно-процессуального кодекса иные данные досудебного расследования не подлежат разглашению.
Всего на сайте опубликовано 66072 материалов.
Посетители оставили 247253 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.