Фото: gov.kz
В Казахстане внедрят механизм коллективных исков за потребителей, чьи права были нарушены, для возмещения их ущерба. Об этом сообщил первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов, передает nv.kz со ссылкой на informburo.kz.
По его данным, за последние два года в бюджет страны поступило более 11 миллиардов тенге в виде антимонопольных штрафов.
«К сожалению, ни одного тенге не поступило в адрес потребителей. Здесь предлагается с учетом международного опыта внедрить институт коллективных исков. В чем отличие от действующих норм закона защиты прав потребителей? В том, что они направлены именно на коллективные иски, на возмещение убытков, тогда как сейчас коллективные иски подаются для устранения правонарушений», — сказал Рустам Ахметов на заседании комитета по экономической реформе в Мажилисе.
Он привел в пример возможные дела, по которым агентство сможет обеспечивать возврат средств потребителям. К примеру, по случаям нарушения прав потребителей, связанным с авиабилетами, в бюджет поступило 876 миллионов тенге в виде уплаты административных штрафов, при этом ущерб потребителей составил 13 миллиардов тенге, однако им ничего не возместили.
«Очень важна для коллективного иска однородность предъявляемых требований. Например, для авиакомпаний, в отношении которых мы взыскали более 800 миллионов тенге, однородность потребителей будет заключаться в том, что у них есть одни и те же требования, возникающие из конкретного правонарушения. Например, включали (прим. – в стоимость билетов) топливный сбор незаконно. Соответственно, все, кто купил билеты, в которых был учтен топливный сбор, имеют право подать соответствующий коллективный иск. Это и будет определять однородность требований в отношении потребителей», — объяснил зампредседателя агентства.
Он привел и другие примеры.
«Наши расследования позволят нам в рамках этого института обеспечить подачу исков от лица десятков, сотен, тысяч потребителей и обеспечить возврат средств в интересах этих потребителей. Есть и аналогичные зарубежные кейсы, которые мы будем в будущем применять у нас в Казахстане. Например, было замедление (прим. – работы) iPhone, в зарубежных юрисдикциях были коллективные иски, обеспечившие возврат потребителям 25 долларов каждому», — добавил Рустам Ахметов.
Аналогичные кейсы будут реализованы и в Казахстане в случае создания такого правового механизма, заключил он.
Всего на сайте опубликовано 66869 материалов.
Посетители оставили 247334 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.