1 сентября активизируется требование о всеобщей чипизации домашних кошек и собак. Кто не вколет любимцу микросхему, отслеживающую прививки и санобработку, тому штраф. Таково требование закона об ответственном обращении с животными. Его продвигали зоозашитники при широкой поддержке общества, которые собрали 80 тысяч подписей за закон, когда депутаты его отклонили. Люди хотели закон, потому что жалели бездомышей, гибнущих во время отстрела и потравы, замученных живодерами, отловленных для корейских ресторанов. А теперь те же самые люди вдруг обнаружили, что закон в первую очередь написан не для единичных извергов-живодеров, а для обычных добросердечных граждан. И коснется он каждого владельца кошки или собаки лично.
Без комментариев
Кошатницы, подкармливающие дворовых кошек и собак, поняли, что закон не за животных, а против них. То же самое поняли и содержатели приютов. Они увидели, что с приближением 1 сентября бродячих мурок и бобиков становится все больше. Чтобы не иметь проблем с законом, чтобы не возиться с обязательными процедурами, люди потихоньку выкидывают своих питомцев. При этом некоторые оправдывают себя: переживают, что с чипом под холкой животинка будет страдать, поэтому лучше заранее отпустить ее на волю.
Кто-то отвозит хвостатого друга на трассу, кто-то звонит в приют и просит срочно забрать его домашних котов, потому что у членов семьи неожиданно открылась страшная аллергия на шерсть. Многие пытаются найти поддержку у зооволонтеров. Но там их встречает холодный прием. Инна Радченко, общественный инспектор по защите животных, написала у себя в аккаунте, что не будет отвечать на вопросы о чипировании. Пусть это делают компетентные органы.
А массовую истерику граждан, которые теперь кинулись агитировать за петицию против чипирования, назвала «бредом». Зоозащитники смеются над теорией заговора: глупо верить устному народному творчеству. Дескать, никто не собирается следить за вами через чип вашей кошки. «Эмоции и негатив по поводу ситуации оставьте, пожалуйста, для чатов, где готовы просто поорать «Почему мы это делать не будем» и «Какой идиот все это придумал», — написала общественный инспектор, не желая вступать в полемику с несогласными.
Выбор без выбора
Сама концепция вживления устройства под кожу вызывает у многих неприятие. Индивидуальный номер под холкой люди однозначно ассоциируют с числом зверя. Считают, что помещать внутрь живого организма датчик не по совести.
Однако закон вовсе не обязывает индивидуальный номер животного (ИНЖ) именно вживлять. В пункте 12 соответствующих правил говорится, что мечение может быть сделано с использованием:
болюсов посредством введения в отдел желудочно-кишечного тракта домашнего животного;
чипов посредством их подкожного введения;
браслетов или ошейников либо шлейки;
электронной метки;
бирки по центру уха домашнего животного, не задев при этом вены;
татуировки.
Никакого принуждения. Владелец волен сам выбрать метод. Но в действительности эта свобода выбора — иллюзия. На самом деле ни один из перечисленных методов, кроме чипирования, недоступен. «Новый Вестник» обзвонил карагандинские ветеринарные клиники: там предлагают исключительно чипы. Один из ветврачей на вопрос о том, производит ли он мечение домашних животных, рассердился и раздраженно попросил называть вещи своими именами: «Не мечение, а чипирование!»
Оказывается, болюсы слишком большие и используются для учета крупного рогатого скота, никак не кошек. Ушные бирки тоже для жвачных.
А как же браслеты, ошейники, шлейки и электронные метки (могут быть в виде брелока)? Люди кинулись искать, где их продают. Но купить аксессуар еще полдела. Самое главное — зарегистрировать животное. А этим по закону занимаются только ветклиники, которые не предлагают ничего, кроме чипов, которые они закупают у владельцев сервиса «Танба» (информационной системы учета животных).
Создатель «Танбы» Азамат Ардабаев постоянно объясняет, что капсула с интегральной схемой вводится только подкожно через шприц. В ошейник или брелок она не вставляется. По его словам, если ранее животное получило клеймо или бирку, по закону ему необязательно ставить чип. Однако международная практика такова, что везде используются чипы как наиболее точные и безопасные средства учета. Клеймо может со временем стереться, ухо собаке могут повредить, а чип под кожей неуязвим.
Ардабаеву вторят чиновники от ветеринарии: они любят рассуждать о том, что шлейка и браслет ненадежны, так как могут потеряться и причиняют животным неудобства. В поддержку их доводов уже ходит история о коте, который, неудачно спрыгнув с книжной полки, задохнулся, повиснув на собственном ошейнике, сработавшем как удавка.
И тем не менее раз в законе прописаны ошейники и брелоки, граждане не могут быть ограничены в своем праве выбора. На настойчивую просьбу «Нового Вестника» указать, где метят карагандинских кошек и собак внешними устройствами, в управлении ветеринарии развели руками: на бизнес они повлиять не могут. Государство таким образом самоустраняется. И получается, что если предприниматель закупил только чипы, то владельцам остается подчиняться. В клиниках альтернативы нет — только шприцы с капсулами, которые поставляет «Танба».
Такая выходит добровольно-принудительная история.
Штрафы и коррупция
Кроме унизительного выбора без выбора владельцев отталкивает муторность процесса. Конечно, если у человека одно животное, скорее всего, он не пожалеет полчаса и три-пять тысяч тенге на процедуру в ветлечебнице. А если животных несколько? А что делать пенсионерке, приютившей 10-15 кошек? Нанимать микроавтобус? Вопрос остается открытым.
Максимум, что обещают чиновники, — это подвести инвалидов и малообеспеченных под бесплатную программу регистрации животных. Так что им не нужно будет никого выкидывать. Пусть наберутся терпения. Когда разыграют тендер, будет понятно, кто из частников получит деньги и займется социальным чипированием. Туда и направят льготников.
Но посулы бесплатного мечения не снимают напряженности. Владельцев тревожит вопрос о цели всеобщего чипирования. Чем грозит создание национальной базы любимцев, в которой индивидуальные номера животных связаны с ИИН их хозяев?
Общественный инспектор Инна Радченко убеждена, что интеграция баз данных — прорыв в сфере защиты животных. При такой прозрачности никто не осмелиться выкинуть ни мурку, ни барбоса. А значит, количество безнадзорно гуляющих животных будет снижаться. «Любой порядок всегда начинается с учета!!! — высказывается она. — Чтобы осознать масштаб проблемы и найти пути решения, ее нужно знать в цифрах. Иначе, увы, никак».
Но как будут использовать базу? Теоретически, имея к ней доступ, дистанционно можно проверить добросовестность любого владельца. Все ли прививки животному поставил? Вовремя ли проглистогонил и стерилизовал? И в будущем можно будет отслеживать и наказывать владельцев за самые разные нарушения: от пропуска ветеринарного осмотра до неправильного рациона.
Если штрафы за несертифицированный корм или несвоевременный выгул представляются фантастикой, то идея обложить владельцев налогами на кошек и собак уже озвучивается. Еще десять лет назад алматинские деятели из фонда защиты животных «Kare-Забота» заговорили о налогообложении. Обосновывали так: когда начнут взимать налоги на государственном уровне, люди, заводя пятую по счету собаку, десять раз подумают. При этом представитель фонда предупреждала, что до введения налога надо обязательно посчитать всех питомцев, «чтобы, к примеру, бабушки, узнав о том, что им нужно платить налоги, не решили быстро избавиться от своих питомцев, иначе количество брошенных животных только возрастет».
Прошло время. И вот уже заместитель председателя Комитета лесного хозяйства и животного мира МЭПР Андрей Ким повторяет идеи зоозащитников. На недавнем брифинге Министерства экологии и природных ресурсов журналисты заговорили о Германии, где за небольшую собаку владелец платит в государственную казну более ста евро в год. «В Казахстане чипирование проводят для того, чтобы нас тоже обложить налогами?» — спросили журналисты.
«Здесь можно встречный вопрос задать. Во многих странах для владельцев установлены строгие требования, — отвечал Андрей Ким. — К примеру, взял собаку из приюта, должны быть соответствующие условия, чтобы ухаживать. К животному относятся не как к игрушке, а как к живому существу, за которого человек в ответе. Данная мера, возможно, будет, поэтому мы к этому, может, и придем, что необходимо будет ввести налогообложение. Сейчас это не обсуждается».
Зато обсуждаются способы взимания штрафов. Если животное не зарегистрировано, хозяин заплатит 10 МРП — 34 500 тенге, при повторном нарушении сумма возрастает вдвое. Причем выносить постановления о наложении административного взыскания вправе сами полицейские, без передачи дела в суд. Очень удобно! Ходи по району и штрафуй!
Уже было сообщение, что участковые собираются устраивать рейды — поквартирные обходы для выявления нечипированных. Потом объявили, что рейдов не будет. Юристы объяснили, что жилище неприкосновенно, так что никто без согласия собственника или без постановления на обыск зайти в квартиру не сможет. Но если нечипированный выбежит за пределы жилища, тут уже хозяину сложно будет отвертеться. А еще хвостатый нелегал может вылезти на балкон или высунуть морду в окно. При желании полицейский легко сможет собрать доказательства о существовании питомца и явиться за мздой. Правда, пока участковых не планируют снабжать сканерами для считывания ИНЖ на холке. Пройдет не один год, прежде чем сфера будет отрегулирована.
Соблюдайте правила, принятые на нашем сайте.
Всего на сайте опубликовано 66283 материалов.
Посетители оставили 247279 комментариев.
В среднем по 4 комментариев на материал.
— А вот у меня документы!!! (Кот Матроскин, «Простоквашино» Эдуарда Успенского
София
27 августа, 2023 в 21:54